|Шри Ауробиндо
|Синтез йоги – I
|Часть первая. Йога Божественных Трудов. Глава VIII. Высшая Воля
Эго или «я» не является некой постоянной и неизменной истиной, а тем более главной сутью нашего существа; оно представляет собой лишь формацию Природы: ментальную форму, централизующую мысли в воспринимающем и различающем уме, витальную форму, централизующую чувства и ощущения в наших витальных частях, форму физического сознательного восприятия, централизующую субстанцию и функции субстанции в наших телах. Всё, чем мы являемся внутренне, это не эго, а сознание, душа или дух. Всё, чем мы являемся и что делаем на внешнем и поверхностном уровне, это не эго, а Природа. Исполнительная космическая сила формирует нас и диктует – через наш темперамент, наше окружение и наш интеллект, сформированные ею, то есть через нашу индивидуализированную формацию космических энергий – наши действия и их результаты. На самом деле, не мы думаем, прилагаем волю или действуем, но мысль приходит к нам, воля приходит к нам, побуждение и действие приходят к нам, а наше эгоцентрическое восприятие организует вокруг себя и приписывает себе весь этот поток природной деятельности. В действительности, это космическая Сила, универсальная Природа формирует мысль, диктует волю, посылает побуждение. Наше тело, наш ум, наше эго – лишь одна из волн в этом океане действующей силы, и не они управляют этой силой, а она управляет ими и направляет их. Садхак в своем восхождении к истине и к обретению знания самого себя должен достичь ступени, на которой душа открывает глаза внутреннего видения и постигает эту истину эго и эту истину действий. Он отбрасывает свое представление о том, что ментальное, витальное и физическое «я» совершает действия или управляет ими; он постигает, что в действительности единственным подлинным деятелем является Сила космической природы, Пракрити, которая, следуя своим определенным способам действия, совершает всё как в нем самом, так и во всем сущем.
Но кто же определил эти способы действия Природы? Или кто является источником и управляет движениями Силы? За ними присутствует Сознание – или Сознающий, который является их владыкой, свидетелем, знающим, поддерживающим и санкционирующим ее действия и труды, а также наслаждающимся ими; это сознание есть Душа или Пуруша. Пракрити формирует наши действия; Пуруша, присутствующий в ней или за ней, наблюдает, санкционирует, претерпевает и поддерживает их. Пракрити формирует мысль в нашем уме; Пуруша, в ней или за ней, знает эту мысль, а также истину, заключенную в ней.
Пракрити определяет результат деятельности; Пуруша, в ней или за ней, наслаждается или страдает от ее последствий. Пракрити формирует ум и тело, трудится над ними, развивает их; Пуруша поддерживает эту формацию и ее эволюцию и санкционирует каждый шаг ее деятельности. Пракрити применяет силу Воли, которая действует в вещах и людях; Пуруша приводит эту силу Воли в действие своим видением того, что должно быть сделано. Этот Пуруша – не наше поверхностное эго, а безмолвное «Я», источник Силы, источник и получатель Знания, пребывающий за внешним покровом эго. Наше ментальное «я» является лишь искаженным отражением этого «Я», этой Силы, этого Знания. Этот Пуруша, или поддерживающее Сознание, является, таким образом, причиной, свидетелем и опорой всех действий Природы, однако сам в них не участвует. Пракрити, Сила Природы, на переднем плане, и Шакти, Сознательная Сила, Сила Души, за нею – ибо они представляют собой внутренний и внешний лик единой универсальной Матери, – ответственны за всё, что совершается во вселенной. Универсальная Мать, Пракрити-Шакти, является единственным деятелем мироздания.
Пуруша-Пракрити, Сознание-Сила, Душа, поддерживающая Природу, – ибо эти двое даже в своем разделении остаются едиными и неделимыми, – есть одновременно универсальная и трансцендентная Сила. Но и в индивиде есть нечто, что не является ментальным эго, нечто единое в своей сути с этой высшей реальностью: это чистое отражение или частица единого Пуруши; это Личность-Душа или воплощенное существо, индивидуальное «я», Дживатман; это «Я», которое, кажется, ограничивает свою силу и знание, с тем чтобы поддерживать индивидуальную игру трансцендентной и универсальной Природы. В глубочайшей же реальности бесконечно Единый является также и бесконечно множественным; мы не только отражение или частица Того – мы есть То; наша духовная индивидуальность, в отличие от нашего эго, не исключает нашей универсальности и трансцендентности. Но в настоящее время душа или истинное «я» в нас, сосредоточенное на индивидуальной форме существования в Природе, отождествляет себя с эго; ей предстоит избавиться от этого неведения и познать себя как отражение или частицу, или как бытие высшего и универсального «Я», представляющее собой лишь один из множества центров его сознания в мировом действии. Но этот Джива Пуруша также не является деятелем, осуществляющим работу, – не больше, чем эго или поддерживающее сознание Свидетеля и Знающего. Единственным деятелем всегда остается трансцендентная и универсальная Шакти. Но за нею стоит единый Всевышний, который проявляется через нее как двойственная сила, Пуруша-Пракрити, Ишвара-Шакти30. Всевышний становится динамичным в качестве Шакти и через неё является единственным источником и Вершителем действий во вселенной.